19:45 

Л.Соловьев "Повесть о Ходже Насреддине"

Terquedad
Мне многого не надо: власть над миром и что-нибудь покушать (с)
В очередном туре барсумки мне снова повезло. Вряд ли бы я прочитала "Повесть о Ходже Насреддине" без рекомендации. и. надо сказать, многое бы потеряла.

Немного википедии. Ходжа Насреддин - фольклорный персонаж, мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни в конкретных местах (например, в городе Акшехир, Турция). На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым. Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова.

Произведение Соловьева состоит из двух частей: "Возмутитель спокойствия" и "Зачарованный принц" и описывает разные периоды жизни Ходжи Насреддина.
Мир повести - это мир, где балом правит главный человек в стране и приближенные. Ханы устанавливают безумные налоги и сборы с простых людей, разоряя всех, буквально, оставляя без штанов. Притом придумываются все новые и новые сборы ради обогащения казны. Особенно прекрасными мне показались сборы за намерение посетить родственников. А раз идешь с ишаком, то он тоже будет посещать родственников, а значит и за него надо собрать денег. Если в кошельке несчастного еще что-то осталось, то придумывается еще какая-то плата прямо на месте. Но все деньги, ясное дело, в казну не поступают, оседая у приближенных правителя. Поэтому они лебезят, льстят, подставляют друг друга, лишь бы не потерять своего места и своей головы. Это мир беззакония, где главное слово за власть имущими, которые поворачивают законы в свою пользу как хотят с одной лишь целью - обогатиться. Мир, где тот, кто стоит ниже, до дрожи в коленях боится того, кто стоит выше. Даже спину в поклоне изгибает определенным образом, выражая крайнюю степень раболепия.
В противовес толстым, мерзким правителям, купцам, вельможам, - обычные люди, ремесленники, труженики, которые стараются выжить, зарабатывая честным трудом. Им не нравится положение дел, но все, что они могут - это шушукаться в чайханах, опасаясь, что их подслушает какой-то шпион. Они страдают, вся их жизнь направлена на зарабатывание денег, которые тут же отбираются в казну или на украшение мечетей. Но они не могут объединиться и выступить против хана - они слишком слабы, они бояться потерять то, что осталось, а у того есть и армия, и власть.

"Человек должен выбирать между пожизненным рабством и свободой, что достижима лишь во внутренней жизни и только ценой величайшего отречения от телесных благ." (С)


И как третья сторона выступает Ходжа Насреддин - бродяга, странник, мудрец и хитрец. Он - единственный, чье имя наводит страх на сильных мира сего. Он появляется, где хочет, и исчезает, когда хочет. Каждый правитель пытается его поймать и казнить, и даже думает, что ему удалось и разносит эту весть по всем соседям, но неизменно Ходжа Насреддин повляется снова и отравляет жизнь власть имущим. Главная его вера - это сама жизнь. Главная любовь - люди.

"Да, он любил их всей силой и пламенем своего сердца, но это не мешало ему ясно видеть в их душах, наряду с высоким, чистым, благородным, - низменное, темное, своекорыстное. В том-то и заключалась плодотворность его любви, что он любил людей такими, какими они были в действительности, не превращая их в своем вообравжении в ангелов" (с)


Где бы он не появлялся, кому бы не помогал, он творил только добро и ничего кроме добра.

"Теперь ты видишь воочию, как одно добро, порождает второе, а второе порождает третье - и так без конца. Могуча сила добрых дел, и только добру суждена победа на земле" (с)


Ходже Насреддину нечего терять, кроме своей жизни и ишака, поэтому он свободен и волен делать все, что вздумается. Это и его свобода, и его сила двигаться дальше, появляясь в разных местах и помогая разным людям. Он любит дорогу, любирт разные города, в которых кипит жизнь.
Ходжа Насреддин не свергает правителей государств, не отменяет поборы (ну, почти), но помогая отдельным людям, которые потом разносят новости о его добрых делах всюду, он дарит главное - веру и надежду. А именно вера помогает жить дальше, как бы плохо не было.

Я немного не согласна с тем, что, по логике этой книге, обворовать вора - это праведно. В этом есть что-то от Робин Гуда - красть у богатых и раздавать бедным. Кроме того, власть имущие в данной книге все, как один, глупцы, которые ведутся на любой бред. В принципе, это объяснимо - страсть к наживе, жадность, зависть - все это застилает разум, лишает способности думать. В любом случае, книга мне понравилась. Остроумные высказывания Хлджи Насреддина заставляют улыбаться, а некоторые ситуации, в которые попадает этот неунывающий герой, - смеяться. По моему мнению, это очень добрая книга, которая учит помогать, верить и не отчаиваться.
И пусть ты никогда не повстречаешь Ходжу Насреддина лично, легенды о его похождениях и победах помогут в трудую минуту.

"Помни только: мир открыт тебе во все к онцы, открыт и мне. Млжет быть, и встретимся: в каждой разлуке всегда сокрыта новая встреча." (С)


Спасибо, hi_no_naka за рекомендацию

@темы: рецензии, барсумская рулетка, барсумка

URL
Комментарии
2016-11-29 в 13:01 

hi_no_naka
Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи. (с)
Рада, что книга понравилась.
Кроме того, власть имущие в данной книге все, как один, глупцы, которые ведутся на любой бред. В принципе, это объяснимо - страсть к наживе, жадность, зависть - все это застилает разум, лишает способности думать.
Думаю, дело еще в том, что все-таки эта книга основана на фольклоре, где традиционно четкие разграничения плохой-хороший, добрый-злой. И если уж главный герой побеждает умом и смекалкой, его противники по определению будут глупее. Умный и харизматичный злодей - это современная фишка

2016-12-06 в 10:35 

Terquedad
Мне многого не надо: власть над миром и что-нибудь покушать (с)
Думаю, дело еще в том, что все-таки эта книга основана на фольклоре, где традиционно четкие разграничения плохой-хороший, добрый-злой. И если уж главный герой побеждает умом и смекалкой, его противники по определению будут глупее. Умный и харизматичный злодей - это современная фишка
Да, об этом я не подумала) Привыкла к современным злодеям)))

URL
     

Бредбредбред

главная