10:00 

Terquedad
Мне многого не надо: власть над миром и что-нибудь покушать (с)
В выходные с подругой собирали и оформляли в рамку пазл. На картинке - работа Айвазовского - море и корабль. И что-то заговорили об искусстве. Я в подобных разговорах чувствую себя необразованным обывателем. Нет, я хожу по картинным галереям, но я не испытываю эстетического оргазма от созерцания шедевров живописи, ровно как и от скульптур. Я не умею рассуждать о технике, экспозиции, сюжете, игре света и тени. Я не умею замирать в восторге у мирового шедевра и, тем более, не могу сидеть напротив картины долго-долго, рассматривая ее мельчайшие подробности. Я не могу отстоять многочасовую очередь, чтобы посмотреть на выставку шедевров, которую впервые привезли в Москву.
Есть у меня подруга - моя полная противоположность в этом плане. Когда она приезжала ко мне в последний раз, обязательным пунктом было посещение корпуса частных коллекций Пушкинского музея изобразительного искусства. Я даже не уверена, как этот корпус правильно называется, а она знала, какие там картины будут и ради чего именно она туда идет. Музей - это ее стихия. Она может сыпать рассуждениями, умными словами, объяснять особенности игры света и тени и восхищаться экспозицией. Я молчу. А ее вопросы ком не насчет картин - это мой самый страшный кошмар. Я не могу так рассуждать, не люблю, не умею. Для меня картины - по сути просто картины. Я не умею восхищаться шедевром потому что человечество решило, что это шедевр. Для меня все делится на "нравится" и "не нравится", "понимаю" и "что тут вообще нарисовано".
Но есть картины, которые я помню, страшно подумать, уже восемь лет. Мы тогда были в музее изобразительного искусства Филадельфии. Я не помню, в каком именно зале висела эта картина, но я помню с какой стороны, на какой стене. Тогда мы просто сделали фото с очередным понравившимся полотном, как и со многими другими в том огромном музее, но я до сих пор помню то спокойное счастье, какое-то умиротворение, которое я испытала. Тогда мы пошли дальше, но из всего музея в несколько этажей, воспоминание об этой работе самое яркое, самое четкое. И до сих пор мне достаточно вспомнить о ней, и картинка сама всплывает в моей памяти. И те ощущения снова со мной.
Быть может, это и есть самое главное в искусстве - способность западать в души людей?


Клод Моне. "Японский мостик".

URL
   

Бредбредбред

главная